Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Вред раннего обучения чтению

Многие методики раннего обучения и ускоренного развития детей были разработаны для детей, отстающих в развитии, для их коррекции. Поняв, что про помощи этих методик можно ускорить развитие и обучение таких детей, их стали применять и для здоровых  детей.

На практике получается так, что методики,  разработанные для детей с отставанием в развитии и которые являются своего рода лекарством для них, стали применять для нормальных, здоровых детей. Но разве нужно здоровым детям лекарство? 


В последнее десятилетие, раннее развитие ребенка, начиная буквально с младенческого возраста,  стало модным.  Конечно, и раньше встречались родители, посвящающие все свои усилия стремлению развить ребенка с пеленок. Самый известный пример из советских времен – это, наверное, семья Никитиных, написавшая впоследствии книгу о методах своего воспитания. Но «семейный эксперимент» этой семьи  не позволил достичь какого-то особого результата детям, из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные подростки.


Сейчас мнение о том, что ребенка необходимо с самого раннего возраста особым образом интеллектуально развивать, стало особенно популярным и повсеместно распространенным. Причины этого понятны. Развитым не по возрасту ребенком легко гордиться. При помощи раннего развития детей, эти родители просто удовлетворяют свои амбиции, им нравится – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!»


Обычно раннее обучение начинается с обучения чтению. Для взрослого человека чтение является простой и обычной вещью, но это очень сложный процесс.


Преждевременная интеллектуальная нагрузка ведет к перенапряжению структур головного мозга. За обучение чтению отвечает левое полушарие головного мозга (логика, цифры, буквы), а у дошкольников ведущим полушарием является правое, которое отвечает за эмоциональную сферу. Поэтому у ребенка прекращает развиваться творчество, интуиция, способность находить разнообразные выходы из проблемных ситуаций. При раннем обучении чтению дети учатся думать стереотипно, шаблонно. Для полноценного созревания психики ребенок должен пройти все этапы своего развития последовательно и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.


Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы – неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.


К тому же чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие – возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.


Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5–6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.
Умение читать никак не является показателем развития.


 Развитие — это когда у человека что-то развито, например слух, зрение, память, внимание, координация, дыхание, мускулатура. 
Чтение же на самом деле не помогает развивать эти качества, но скорее даже разрушает их:

  • у читающего ребенка портится зрение и осанка;
  • у читающего ребенка падает слуховая память, ему становится незачем запоминать на слух сказки и стишки;
  • у читающего ребенка резко падает врожденная способность к звукоподражанию, к имитации чужой речи, к овладению любым иностранным языком.  Потому что, научившись читать, ребенок начинает воспринимать и анализировать речь очень неточными, схематическими единицами. 


Если вы начинаете учить чтению еще не говорящего, или плохо говорящего младенца — вы наносите речевому слуху этого ребенка сокрушительный удар. 


Глен Доман говорил: "Да, младенца можно научить узнавать отдельные письменные слова, но до четырех-пяти лет он всё равно не сможет читать настоящих текстов. Мария Монтессори и Сиси Лупан тоже называли возраст 4-5 лет. И Николай Зайцев двадцать лет назад, говоря о раннем чтении, имел в виду среднюю и старшую группы детского сада, то есть те же самые 4-5 лет. До этого возраста чтение не может принести ребенку пользы. Занимая чтением младенцев, вы, дорогие мамочки, самым бездарным образом тратите то драгоценное, что у ребенка есть — его самый способный к развитию возраст."


Вместо бессмысленного запоминания буковок, лучше бы вы сами почитали ребенку сказку, увлекательно и эмоционально,  спели ему песенку или заучили бы вместе с ним стишок наизусть, взяли ребенка в охапку, и побегали бы с ним на свежем воздухе, и покричали бы, развивая его дыхание, ловкость, уверенность в себе. Физическое здоровье ребенка — это и есть его развитие, то самое, которое «после трех уже поздно». Это и есть та база, на которой завтра станет успешно развиваться интеллект ребенка. Всему  свой срок.


На родителях лежит огромная ответственность, ведь плоды воспитания ребенка видны не сразу. Помните о необходимости и даже первостепенности эмоционального развития – простого общения, маминых поцелуев  и объятий. 

 


Здоровья и своевременного развития Вашим детям!